Результаты IT-опроса                                                                   Стратегия развития - 2030           Антикризисные меры   

О значимости организации горячего питания в образовательных учреждениях

О значимости организации горячего питания в образовательных учреждениях

          Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. 

         Данный вопрос стоит на особом контроле в правительстве Российской Федерации и был озвучен в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации президентом Российской Федерации В. В. Путина 15 января 2020 г. в котором он поставил задачи по наращиванию охвата горячим питанием в образовательных учреждениях для детей, а также обозначил необходимость о введении ежемесячного мониторинга за организацией питания общеобразовательных учреждениях.

        В различные возрастные периоды характер обмена веществ меняется. В период роста и развития он характеризуется наибольшей интенсивностью, что обеспечивает пластические и структурные процессы. Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых. Поэтому школьное питание должно быть направлено на покрытие не только, так называемого основного обмена, но должно обеспечивать умственные и физические затраты растущего организма.

         Величина основного обмена у детей в 1,5-2 раза превышает основной обмен взрослого человека.
 Относительная величина основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается: у детей 2-3 лет - 55, 6-7 лет - 42, 10-11 лет - 33, 12-13 лет - 34, у взрослых - 24 Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого человека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте 1-5 лет - 80-100 ккал, у подростков 13-16 лет -50-65 ккал. Повышенный основной обмен и энерготраты у детей и подростков диктуют необходимость особого подхода к организации их питания. 

        Так, в школьном и подростковом возрасте, когда энерготраты на различные виды деятельности существенно возрастают, необходимо учитывать, что их обеспечение в суточном рационе должно осуществляться за счет белков (около 14%), жиров (около 31%) и углеводов (около 55%). Обеспечение пластических процессов организма и энергетических функций наиболее полно осуществляется при сбалансированном питании. 

        В период роста и развития важна пластическая функция минеральных элементов, являющихся составной частью клеток и тканей организма, а также биокатализаторами обменных процессов. Особого внимания заслуживает кальций, являющийся структурным элементом костной ткани. Установлено, что обмен и усвоение кальция в организме зависят от содержания фосфора и магния. При избытке этих элементов ограничивается образование усвояемых форм кальция, и он выводится из организма. Лучшими источниками усвояемого кальция являются молоко и молочные продукты. Хорошая усвояемость и благоприятное соотношение с другими минеральными веществами характеризуют соединения кальция, входящие в состав фруктов и овощей. Это наряду с молочными продуктами делает их важным источником кальция в питании детей. 

        Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике алиментарных факторов заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. У детей дошкольного и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена веществ (в первую очередь, ожирения), анемий; заболеваний желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы. В среднем по всем половозрастным группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения составили 19,9% и 5,6% соответственно. Также детям не рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица). 

        Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и пищевые привычки в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно поэтому Федеральным бюджетным учреждением науки "Новосибирским научно-исследовательским институтом гигиены" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно внедряются и проводятся образовательные программы для детей и их родителей, направленные на обучение по санитарно-просветительским программам «Основы здорового питания» в рамках национального проекта «Демография». Также хотим отметить, что санитарно-эпидемиологический надзор за питанием детей и подростков осуществляются специалистами Роспотребнадзора ежегодно. Контролю подлежат состояние пищеблоков, процесс приготовления пищи, транспортировка продуктов и условия их хранения в детских учреждениях, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд, режим питания и правильность приготовления блюд. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и должно соответствовать принципам рационального питания. 

        Лица, поступающие на работу и работающие в пищеблоках, буфетах, обязаны проходить медицинские осмотры и обследования: осмотр терапевтом при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год, осмотр дерматовенерологом - при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раза в год, обследование на туберкулез (крупнокадровая флюорография) - при поступлении и в дальнейшем 1 раз в год, исследование крови на сифилис при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раза в год, бактериоскопическое исследование на заболевания, передающиеся половым путем - при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раза в год, исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологические обследования на брюшной тиф - при поступлении и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям, исследование на яйца гельминтов и соскоба на энтеробиоз - при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год. Обязательно наличие справки о прививке против дифтерии. Лица, имеющие по роду выполнения работы непосредственное соприкосновение с продуктами, посудой, производственным инвентарем и оборудованием, должны также проходить гигиеническую подготовку, сдавать зачет 1 раз в 2 года по установленной программе. 

         Таким образом, осуществляется контроль за проведением комплекса санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику пищевых отравлений и заболеваний, связанных с питанием.

         Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. 

        Причинами небольшого количества питающихся в старших классах являются: низкий уровень осведомленности родителей в области здорового питания, а также формирование и закрепление неправильных вкусовых привычек и стереотипов, что приводит к выпадению из рационов детей целого ряда необходимых, богатых большим количеством биологически активных веществ и витаминов продуктов питания. Так же нельзя исключать, что недостаточный контроль или его отсутствие за денежными средствами, которые родители дают детям, для оплаты питания, большое количество торговых точек, расположенных в непосредственной близости от нашего образовательного учреждения.

          Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей и обучающихся о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса. 

         Достичь положительных результатов в области организации питания можно только при активном взаимодействии классных руководителей, с родителями и обучающимися.
31 октября 2023 12:52